БАББИТ
Баббит - подшипниковый материал, антифрикционный сплав на оловянной и свинцовой основе. Баббит был изобретен американским изобретателем Исааком Бэббитом и в последствии получил его имя.
Оловянные и свинцовые баббиты. К этой группе подшипниковых сплавов относятся оловянные сплавы с сурьмой и медью (баббит Б83, Б88), свинцовые сплавы с оловом и сурьмой содержащие никель, кадмий, мышьяк (баббит Б16, БН, Б6), а также свинцовые сплавы с кальцием и натрием - кальциевые баббиты (БКА, БК2). Баббит отличается хорошей прирабатываемостью к валу, особенно оловянный. У оловянных баббитов лучшая теплопроводность и высокая коррозионная стойкость. Оловянный баббит применяется в подшипниках турбин, крупных судовых дизелей, электрических машин и других уникальных установках. Свинцовый баббит применяется в менее ответственных случаях. На железной дороге широко применяется кальциевый баббит (буксовые подшипники вагонов, подшипники коленчатого вала тепловозных дизелей).
Баббит имеет малую усталостную прочность, из-за этого в тяжелонагруженных и высокоскоростных подшипниках баббит не применяют. У баббитов малая прочность, поэтому баббиты работают в подшипниках с прочным корпусом из стали, чугуна, бронзы. Автомобильные вкладыши двигателей штампуют из биметаллической ленты, полученной на линии непрерывной заливки. Баббит в подшипники большого диаметра заливается стационарным или центробежным способом, а также литьем под давлением.
Толщина слоя баббита t в подшипнике равна: для оловянного баббита t = 0,25 + 0,005d; для свинцового баббита t = 0,5 + 0,01d, где d – диаметр подшипника(мм). Масляные зазоры составляют от диаметра вала(%): 0,05 – 0,12 для оловянных баббитов и 0,08 – 0,15 для свинцовых баббитов.